"Листок бумаги белой"

Загрузка ...

ТЕТРАДЬ «ЛИСТОК БУМАГИ БЕЛОЙ»

ХХХ
На выбор.
Нелепо.

Случайно.
Не ведая меры тепла,
Поэзии лёгкое пламя
Согрело мне душу дотла.



ХХХ

Стихи не пишутся вдвоём,
Стихи приходят к одиночкам.
Так к ночи ходит водоём
И к водоёму ходят ночи.

И здесь свидетель ни к чему.
Ему,
С наивными очами,
Не надо знать, в какую тьму
Уходят лилии корнями.


ХХ

На серебряных спицах,
Обо всём позабыв,
Голубые синицы
Сочиняют мотив.
Я улыбки не прячу,
Улыбаюсь себе.
Песня многое значит
И в синичьей судьбе.


ХХХ

Лиловым, красным, жёлто-палым
Меня настраивал октябрь
Как будто арфу иль гитару
Прикосновением ногтя.

Чтобы почувствовать причины,
Он стёр с лица следы румян,
Почти до чуткости осины
Меня настроив, как рояль.

Но есть тончайшая черта,
И в этом-то секрет момента,
Поскольку дальше - глухота
Или поломка инструмента.


ХХХ

Петровой Гелии Александровне

Бесцельные прогулки зимним лесом,
Когда он бахромою истончён,
Чтоб никаким корыстным интересом
Ты не был в это время отвлечён.

Нетронут снег на просеках.
Однако
Таким его я видеть не могу,
Брожу и палкой оставляю знаки -
Кружочки и зигзаги на снегу.

Мне непонятно это производство,
Взаимопроникание стихий,
Когда снега, переливаясь солнцем,
Затем переливаются в стихи.

И как понять обратный тот порядок,
Когда под лампой книгу развернёшь -
Квартиру заметает снегопадом,
И ты по лесу зимнему идёшь?



ЧИТАТЕЛЮ

Водку пью обстоятельно,
Не дождавшись гостей.
Средь поэтов-писателей
Моё место в хвосте.

Только, только не рано ли
Ждать хороших вестей?
Люди! - дивные раковины
С перламутром страстей.

С виду все одинаковы,
Скрытые глубиной.
Среди тысячи раковин
Жемчуг только в одной.

Звук, пронизанный запахом,
Только жемчуг поймёт.
Это я о читателях.
Это я про народ.



ПИАНИСТ И МУЗЫКА

Он взмывает, словно птица,
Нажимает на педаль,
И клювасто и когтисто
Нападает на рояль.

У него глаза закрыты,
Волны его музыки
Поднимают камни, плиты,
Города, материки.

Но меня гнетёт другое,
Пеплом по полу сорю.
И в лицо его слепое
С мукой тягостной смотрю.

Когтем клавиши терзает
Словно бы перед концом.
Ничего не выражает
Это страшное лицо.

Всё и свято и порочно.
Голуби и вороньё.
Музыка.
И очень точный
Слепок внутренний её.



ХХХ

Были краски калёны и жёстки,
И уже проступали сполна
Удивительные наброски
Потрясающего полотна.

Боже мой!
Ничего мне надо,
Только б в самую глубь заглянуть!
Я не знал, что под пристальным взглядом
Проступает запретная суть.

Я глядел и не мог наглядеться.
И - пронзило: как бездна, проста,
Развернулась у ног и у сердца
Потрясающая пустота…



ХХХ
Владимиру Маслову и Зое Савицкой

Дом стоит на берегу высоком,
День стоит высокий от стрекоз.
Озером, озоном и осокой
Комнаты пронизаны насквозь.

С уваженьем слышу, как, вздыхая,
В двух шагах от моего окна,
На износ,
Почти не отдыхая,
День и ночь работает волна.

Не бездумно бьёт волна в осоку -
Строго чередуя интервал.
Словно кто-то в замысле высоком
Взял и озеро зарифмовал.

Из-за этой маленькой причуды
Озеро преобразилось враз,
Словно бы законченное чудо,
В малахит оправленный алмаз.


ХХХ
Художнику Сергею Прудникову

Ты идеал возьми мишенью.
Но забывать о том нельзя:
Лишь творенья совершенны,
Где есть невидимый изъян.
Он - ускользаем, словно блики,
Он - как невольная вина.
Он - как в джокондовой улыбке
Ассиметрия не видна.


ПОЕЗДКА НА АРАХЛЕЙ

Поэту Борису Макарову

Озеро к закату отштормило.
Мы гуляли берегом тогда
Просто так.
И это походило,
Как гуляют ветер и вода.

Он читал свои стихотворенья,
Чтобы не тревожить рыбаков.
Но вода, охваченная ленью,
Разносила звуки далеко.

Говорить со сцены не обучен,
Помогал движением руки.
Затихали скрежеты уключин,
И тянули шеи рыбаки.

Под ногами водоросли, тина…
И пока он строчки говорил,
Тонко-золотая паутина
Вкруг его сияла головы.



ХХХ

Другу и барду Сергею Леонову

Он пьёт две недели подряд.
Он смотрит с тоскою на воду.
И что-то бормочет, космат,
И спит на полу за комодом.

Он курит какую-то дрянь,
А пальцы заходятся дрожью.
Алкаш! Распоследняя пьянь!
И это - творение Божье?!

Потом наступает рассвет.
Он долго стоит у окошка.
Весь день на осенний проспект
Ложится и тает порошка.

Под утро уснёт на руке,
Уронит перо на колени.
Синеет на белом листке
Короткое стихотворенье.

Оно вылетает в окно
Как светлая тень - без разбега.
Прозрачней и легче оно,
И чище вчерашнего снега.
Возносится в небо, как нить,
Где души витают, крылаты.

Не мог же его сочинить
Вот этот,
Уснувший под лампой!?


ХХХ
Игорю Северянину

Уже не помню, что за повод,
Но познакомил нас февраль.
И тогда ещё был молод,
И ты прозрачна, как хрусталь.

Вода за окнами стекала.
Мы пили, глядя за окно,
Из фиолетовых бокалов
Сухое красное вино.

И было как-то неуютно
Мне в этой полутемноте
За то, что взгляды поминутно
Я устремлял на декольте.

Но, как греховности начало,
Того, что в нас заключено,
Нас поднимало и прощало
Стеклом пронзённое вино.

.
й
ло
иг
ною
итель
и пронз
и точной
и тонкой
завершиться
Где прозрачный колышится слой,
Чтобы там, в вышине непорочной,
Чтоб затем утвердиться на ней.
Из земли вырастает без страха,
Так сосна - от косматых корней,
Как и я, начинаюсь из праха,
СОСНА


ХХХ

Кто я есть, я не знаю о том.
Мне дана лишь догадка об этом.
Я крещён христианским перстом
И - повторно, неведомым светом.

Коронован осенним лучом
На исходе холодного лета.
До конца на него обречён.
Это значит - до самого света.